Учебная несамостоятельность, термин, подразумевающий под собой несостоятельность блоков планирования у детей младшего школьного возраста.
Педагоги и родители всё чаще сталкиваются с проблемой учебной несамостоятельности у детей. Умный и любопытный ребёнок оказывается совершенно неготовым вникать в учебный процесс без участия взрослых. Родителям приходится сидеть за книжками вместе с ребёнком, изучать материал, делать пошагово все задания вместе с любимым чадом. Такая ситуация не идёт на пользу никому.
Основные причины учебной несамостоятельности:
- сложная программа;
- перенос ответственности на родителей;
- перегрузка детей.
Сложная программа
Образовательная система предлагает школьникам насыщенную программу обучения, совершенно не думая о возможностях ребёнка. Достаточно часто материал подаётся в сложной, замысловатой форме. Ребёнок не в силах самостоятельно справится с такой задачей, а значит, он постепенно теряет интерес к урокам. Только при помощи родителей ситуацию удаётся хоть как-то исправить. Но, оказавшись в школе, одни, такие дети не могут сконцентрироваться, овладеть своим волнением и страхом перед предметом, и в итоге просто не выполняют задания.
Перенос ответственности
Раньше, ответственность за уровень знаний возлагалась по большей части на педагогов. Теперь всё иначе. Педагоги призывают родителей к ответственности за успеваемость. Но, насколько это верно?
- Во-первых, родители работают. Приходя домой под вечер, они могут лишь посмотреть результаты детского труда.
- Во-вторых, ребёнок привыкает к тому, что кто-то объясняет ему все задания, и сам не учиться вникать в вопросы.
Всё это, формирует учебную несамостоятельность, которую потом очень трудно исправлять. Перенос ответственности на родителей это не забота о детях, а скорее попытка педагогов снять с себя вину.
Перегрузка
Кружки и секции благотворно влияют на развитие детей. Но, когда количество кружков в жизни увеличивается, свободного времени не остаётся. Такие нагрузки вредны. У них развивается усталость, ослабевает концентрация внимания. Всё это мешает ребёнку самостоятельно разбираться в школьных заданиях, делает его зависимым от присутствия взрослых.
Все дети разные, и требуют индивидуального подхода. Родители должны научиться чувствовать и понимать своё чадо. Помогать, и одновременно поощрять самостоятельность в учёбе.